На Конференции были рассмотрены вопросы управления спросом на электрическую энергию, снижение стоимости на электрическую энергию документальным путем и тарифообразование в электроэнергетике.
В Конференции приняли участие Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики Комкова Ольга Владимировна, Начальник Управления экономики и инвестиций Администрации города Ижевск Загребин Дмитрий Николаевич, Руководитель проекта Управление спросом Заикина Лариса Дмитриевна.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2019 г. N 287 вносятся изменения, в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности.
Данным постановлением предписано Федеральной антимонопольной службе в срок до 1 июня 2019 г.: внести изменения в методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части учета затрат на организацию отбора и оплату услуг по управлению спросом на электрическую энергию;
пересмотреть на второе полугодие 2019 г. предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы", в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, определив предельный размер средств, необходимых для оплаты услуг по управлению спросом на электрическую энергию, исходя из расчетного объема услуг на второе полугодие 2019 г. в размере 50 МВт.
Экономический эффект от ценозависимого снижения потребления появляется при отказе от загрузки дорогой и неэффективной генерации в конкретный момент времени, а в будущем — при возможности избежать строительства пиковых мощностей.
Российский и международный опыт показывает, что demand response уместен и применим не только в конкурентных энергетических рынках, но и там, где ценообразование во многом регулируемое, а энергетическая отрасль монополизирована и вертикально интегрирована.
Например, в Южной Корее, где 80 % оптовой генерации контролирует государственная корпорация KEPCO, DR — один из приоритетов инновационного развития и роста эффективности энергетики, а его целевое значение установлено на уровне 10 % от пикового потребления к 2030 г.
Универсальность demand response связана с тем, что этот инструмент способен снижать совокупные издержки на энергоснабжение независимо от организационных форм рынка или контрактных отношений между участниками. При этом речь не обязательно идет об «активном», или явном, DR, в рамках которого потребитель отказывается от включения оборудования в ответ на сигнал системного оператора. К ценозависимому управлению спросом относятся также зонные или пиковые тарифы, постоянно сигнализирующие покупателям о возможности экономии при снижении нагрузки в дорогие для системы часы. Но если эффективный demand response строится на базе административных решений, важно не упускать из виду, что ценозависимое снижение потребления должно стать не самоцелью, а только средством для роста эффективности энергоснабжения. Управляемая нагрузка потребителей может нести целый ряд позитивных эффектов для ЕЭС, в том числе:
— снижение использования затратной для системы пиковой генерации, а значит, снижение норм резервирования;
— более эффективное использование слабо предсказуемой выработки ветровой или солнечной генерации;
— участие в управлении сетевыми ограничениями или предаварийными режимами работы электрических сетей.